Интервью с Долинго Борисом Анатольевичем, председателем оргкомитета фестиваля
– Только закончился очередной 22 фестиваль Аэлита, проводимый в Екатеринбурге. Расскажите в двух словах, как появилась традиция проведения фестиваля.
Традиция появилась достаточно курьёзно. Дело в том, что, как я знаю, в 1980 году писатель Владислав Крапивин, публицист Станислав Мешавкин (тогда – главный редактор журнала "Уральский следопыт"), писатель Юрий Яровой и сотрудник отдела прозы и поэзии Виталий Бугров загорелись идеей учредить приз для русскоязычных писателей-фантастов. Не более того. Фестиваль вокруг церемонии награждения образовался, можно сказать, стихийно: весть о присуждении премии братьям Стругацким и А.Казанцеву разнеслась по любителям фантастики, и люди пожелали лицезреть своих кумиров. Так первый фестиваль, можно сказать, возник стихийно и стал первым на территории Советского Союза настоящим фестивалем фантастики.
Со временем это действо обросло своими традициями, своими героями (как из писательской, так и из чисто фэновской среды), новыми призами.
– Аэлита проводимая в восьмидесятые и современная Аэлита – в чём они отличаются и что у них общее?
В прошлом основой "посетителей" фестиваля были фэны – процентов на 80. Сейчас – пишущие сами люди примерно в обратной пропорции. Это отражает основные тенденции общих изменений в подобного рода фестивалях (конвентах): они стали более собраниями людей, пытающихся заявить о себе как о писателях, чем просто "клубами по интересам" (и к фантастике "вообще").
– На чьи плечи ложится организация фестиваля в наши дни. Кто этим занимается?
:( :) То есть, вопрос грустный и немного забавный одновременно.
В основном, на плечи того, кто находит средства для проведения мероприятия. Работа по поиску этих средств, взаимоотношения со спонсорами и нервотрепка (самое главное!) в этой связи – это минимум 60-70% всей работы. А с учётом того, что если денег нет, то фестиваля может просто не состояться.
Не знаю, как добывались средства до 2002 (с этого года я подключился к организации "Аэлиты"), но в 2001 фестиваль произвёл на меня довольно удручающее впечатление – видно было, что поддержка "Уральского следопыта" почти сошла на нет, и Евгений Пермяков с трудом свел концы фестиваля с концами. Видно было также, что работы с начинающими авторами практически нет – в том смысле, то не осталось каких-то реальных факторов при "Аэлите", которые могли бы способствовать хоть в какой-то мере изданию работ начинающих на приличном уровне. Евгений просто один не мог это вытянуть.
Откровенно говоря, до весны 2002 г. у меня не было мыслей как-то подключаться к организации "Аэлиты". Но в самом начале года судьба свела нас с Евгением на одном месте работы. "Следопыт" уже отпал окончательно от организации "Аэлиты", всё осталось на г-не Пермякове, и видно было, что если не найдутся средства (а их ему на тот момент явно неоткуда было взять в должном количестве), то фестиваля не будет.
Я кинулся к своему другу – тогда генеральному директору компании "Уралтел" (крупнейший на тот момент оператор мобильной связи в Екатеринбурге) – они помогли. И, надо отдать должное, очень серьёзно помогали по 2004 год включительно (пока не стали отделение МТС-Екатеринбург, а центральному московскому офису, через кого теперь всё решается по финансам, "Аэлита" оказалась не нужна).
В конце 2002 г., когда мне пришла в голову мысль, что для оживления фестиваля надо1) привозить неких небывалых, "звёздных" гостей и 2) обязательно "подружиться" с издателем. Так вышли на Роберта Шекли, а из издателей – на местную "У-Факторию" (увы, больше серьёзных издательств, занимающихся продвижением художественной литературы, в Екатеринбурге нет). Где-то в ноябре 2002 г. я написал письмо в "У-Факторию" с предложением поддержать "Аэлиту", её диреткор Александр Бисеров откликнулся, так начался этот контакт.
С этих пор у нас с Евгением, если так можно сказать, некоторое "разделение труда": я занимаюсь больше проработкой спонсоров (в основном, получается, что все они вырисовались через мои "каналы") и "стратегическими" вопросами (контакты с зарубежными гостями и издательскими концепциями). Евгений больше занят "тактикой" – подготовкой адмнистративно-хозяйственных вопросов непосредственно перед самим фестивалем (конечно, там где возможно, мы подменяем друг друга постоянно).
Обе части этой работы важны, без каждой их них фестиваль рискует провалиться.
– Как я заметил, местные власти активно поддерживают фестиваль. Расскажите немного о взаимодействии и его перспективах с руководством города (области)?.
Взаимодействие началось в 2003 году, когда готовился визит Роберта Шекли. Определённые люди в команде нашего мэра проявили интерес к этому визиту и серьёзно помогли (начальные контакты с ними были, кстати, обеспечены через издательство "У-Фактория"). В конце 2003 года я перешёл на работу в структуру, которая встроена в систему Администрации города. Поскольку эта структура занимается пиаром, а проект "Аэлита" работает на город Екатеринбург, то городские власти нас поддерживают.
Перспективы? Хотелось бы получить устойчивую строку в бюджете города. С этим есть сложности, но поддержка пиаром и рекламой через "административный ресурс" в хорошем смысле слова – уже серьёзная и неоценимая помощь. Перспективы могут быть куда более серьёзными, если удастся выстроить на базе "Аэлиты" некое мероприятие, способствующее привлечение к городу не только внимания фэнов и молодых писателей, а чего-то более серьёзного. Допустим, фестиваль кинофантастики на базе "Аэлиты". Сейчас думаю и о такой возможности.
– Аэлита – общефантастический фестиваль или же какие-то направления (фэнтези, НФ, киберпанк, может что-нибудь ещё) в нём выделяются особо?
Нет, никаких направлений особо не выделяется. Мы с Евгением абсолютно солидарны в этом вопросе. И пока у "руля" конвента я и он так и будет. Отдельный какой-то фестиваль может быть сделан с уклоном на какое-то направление, но общий вектор – это "просто хорошая, качественная фантастика". Это – наше кредо.
Скажу откровенно, сам я противник такого жанра как фэнтези (Евгений, кстати, тоже не любитель сего). По моему глубокому убеждению, всплеск увлечения этим жанром в мире (и в России, в частности) связан с кризисом философии современного общества. Хотя и в жанре фэнтези созданы хорошие произведение. Но Задача фантастики звать в будущее. Фэнтези – это, как ни крути, "зов в прошлое". Если этот зов звучит в обществе слишком громко – общество, мягко говоря, недомогает. Надеюсь, оно вылечится. Но в период "болезни" для некоторых фэнтези – своего рода "лекарство". Пусть принимают. Уверен – общество вылечится. Или умрёт
– В издательстве У-Фактория уже второй год подряд выпускается сборник "Аэлита. Новая волна". Расскажите об этом сборнике. Каковы перспективы дальнейшего сотрудничества с У-Факторией?
Думаю, перспективы сотрудничества с У-Ф хорошие. Идея сборника при "Аэлите" не нова. Ещё в начале 1990 был выпущен первый такой сборник по итогам семинара молодых авторов 1989 г. Кстати, горожусь, что попал туда – именно в сборник 1990, где была одна из первых публикация и Сергей Лукьяненко. Тогда его готовили такие люди как Виталий Бугров, Игорь Кузовлев, и я считаю, что он был сделан для своего времени хорошо.
Сборник были и потом, но уровень их сильно упал из-за отсутствия средств и систематизированной работы по их подготовке.
Когда я сам оказался у "руля" фестиваля, идея возобновить выпуск такого сборника СМА на максимально возможном уровне не давала мне покоя. К счастью, нашлось взаимопонимание в этом вопросе в отношениях с У-Ф. Ещё бы на серию фантастики их подвигнуть?.
– В прежние годы с Аэлитой сотрудничал журнал "Уральский следопыт". Что с ним сейчас?
На мой взгляд, с ним сейчас плохо. Этот журнал в былые годы снискал себе славу, прежде всего, публикациями фантастики – именно поэтому его жадно раскупали по всему Советскому Союзу. Кроме того, как и любое дело, журнал был славен людьми, которые его "двигали" – это Станислав Мешавкин, Виталий Бугров, Игорь Халымбаджа. В середине 90-х журнал обанкротили, затем он перешёл в собственность некой фирмы, торгующей мебелью. Редакция журнала располагалась в особняке, являвшимся собственностью Свердловской области. Одним из условий въезда этой фирмы в этот особняк, было сохранение редакции – в противном случае, уверен, УС уже бы давно перестал существовать. Вот его и поддерживают – как больного в коме: ни жив, ни мёртв. Кадры журнала исчезли – кто-то ушёл, как говорится, в мир иной, кто-то просто – из журнала. Сейчас новое руководство Уса что-то пытается делать, но главная их ошибка в том, что они пытаются "возродить" журнал как журнал краеведения и экстремального спорта. Оба эти направления требуют очень качественной полиграфии (какой журнал об экстремальном спорте без качественных фото?) и, значит, денег, которые им взять неоткуда. Но дело даже не в этом – такой брэнд как УС следовало бы возрождать только как журнал фантастики, тогда там шансы ещё могли бы быть. Думаю, мы бы с Евгением могли бы журнал возродить – если бы нам отдали брэнд. Но никто не отдаст.
– Какова география проживания участников Аэлиты? Приезжает больше европейцев или азиатов?
Надо будет отследить – кого больше. Думаю, что пока есть небольшой перевес "азиатов". Екатеринбург стоит точно на границе Европы и Азии, и так уж получилось, что пока к нам больше едут с востока: на западе нашей страны есть целых 4 серьёзных конвента, и людям из европейской части России туда просто ближе добираться. Хотя в этом году было много "европейцев" – за счёт молодых авторов как раз. В общем, были люди и из Москвы, и из Иркутска.
– Последние годы хорошей традицией стало приглашение почётных гостей на фестиваль. Кэдиган, Сванвик, Шекли... Как родилась эта традиция? Кого Вы планируете пригласить на следующий год?
Я уже сказал об этом чуть выше. Идея приглашать "звёзд Запада" пришла мне как возможность оживить угасавший интерес к "Аэлите". По-моему, сработало. На будущий год планируем пригласить Роберта Асприна.
– Каковы основные премии Аэлиты? Расскажите в двух словах о каждой из них.
На фестивале исторически сложились следующие премии:
1. "Аэлита" – учредитель её (как и остальных) на данный момент – Региональный общественный фонд "Фестиваль "Аэлита".
"Аэлита" является всероссийской премией, вручаемой писателям за успешную творческую деятельность и большой вклад в развитие русскоязычной фантастики. Премия не может быть вручена повторно.
2. Премия "Старт" – "Старт" является всероссийской премией, вручаемой писателям за лучшую дебютную книгу, написанную на русском языке. Премия не может быть вручена повторно.
3. Премия им. Ивана Ефремова – Премией им. И. А. Ефремова отмечается выдающаяся редакторская, организаторская и просветительская работа в области фантастики. Премия не может быть вручена повторно.
4. Премия им. Виталия Бугрова – Мемориальной премией им. В. И. Бугрова отмечается выдающаяся редакторская, библиографическая, литературоведческая, критическая и составительская работа в области фантастики. Премия не может быть вручена повторно.
5. Орден "Рыцарь фантастики" им. Игоря Халымбаджи – Орденом "Рыцарь фантастики" им. И. Г. Халымбаджи отмечается выдающийся вклад в развитие отечественного фэндома. Орден не может быть вручён повторно.
Ввиду высокого статуса главной премии "Аэлита" у нас сейчас возникли сомнения, что её следует присуждать каждый год – с такой скоростью высококлассные авторы, реально "внёсшие большой вклад в развитие фантастической литературы на русском языке", увы, не вырастают. Поэтому есть мысли создать премию типа "Книга года", которую можно было вручать авторам и повторно (напомню: все премии фестиваля пока – однократные). Здесь продумываем предложения к издательствам, потому что без них будет сложно выбирать претендентов на премию.
– По какому принципу происходит отбор лауреатов фестиваля? Кто этим занимается?
Определение лауреатов по существующим премиям происходит таким образом. По главной премии "Аэлита" и по премии им. И.Ефремов оргкомитетом фестиваля "Аэлита" создаётся номинационный комитет из 15-25 компетентных человек, которые определяют круг претендентов (номинантов) на эти премии за текущий год. На премию "Старт" – номинационный комитет поменьше – из 7-10 человек. Затем создаётся жюри, которое и выносит "приговор".
По премии им. В.Бугрова оргкомитет фестиваля "Аэлита" и круг лиц, в своё время близких Виталию Ивановичу Бугрову, определяют состав претендентов на данную премию за текущий год (список не объявляется), из которого путём обсуждения выбирается лауреат. Сходным образом происходит награждение и орденом "Рыцарь фантастики" – решает оргкомитет.
– Не могли бы вы сказать пару слов о каждом из лауреатов фестиваля этого года?
Мария Семёнова: Увы, я не любитель фэнтези, как уже сказал. Но это достойнейший автор (я смотрел тексты). Очень милый, интеллигентный в общении человек. Я рад, что она была гостем нашего фестиваля. Если будет возможность, буду очень рад, если Мария Васильевна посетит Екатеринбург снова.
Лора Андронова: Увы, это тоже автор "фэнтезийного" толка (просто я не читаю такого рода литературу кроме как на конкурсах, ну ничего не могу с собой поделать). Но Лора тоже очень приятный в общении человек. Кстати, то, что она и Мария Семёнова (авторы-фэнтезисты) стали обладателями главных нынешних литературных премий "Аэлиты" доказывает объективность организаторов "Аэлиты": если бы мы хотели, то могли бы "вытянуть" то, что нравится именно нам.
– Во время фестиваля проводился показ фильма "Наши на Луне". Это означает, что Аэлита становится не только литературным, но и кинематографическим фестивалем?
Есть такая мысль. В этом начинании в первом приближении есть поддержка (на уровне "протокола о намерениях") от одного серьёзного местного медиа-холдинга. Будем вести переговоры, обсуждать эту тему. Правда, получится ли – вопрос. Наберётся ли нужное число фантастических фильмов, чтобы организовывать каждый год нечто типа "кинофестиваля фантастики" – не уверен. Но можно проводить такое мероприятия и раз в 2 или 3 года. Это был бы колоссальный медиа-повод и тут власти города, безусловно, оказали бы серьёзную поддержку. В общем, я попытаюсь этим вопросом заняться. Идея совершенно сумасшедшая – мне тут уже так и сказали.
Но мне когда-то и говорили также: мужик, ни черта у тебя не выйдет с Шекли. В общем, посмотрим!
И – да здравствует фантастика, литература мечты!
июль 2005 года