Дэн Шорин: Гамельнские истории

Крысолов

Крысолов

Лапы стучат о землю. Множество серых лап.
Над призрачной мостовой льётся шершавый топот.
Слабые звуки флейты манят к себе ребят,
В сером сукне шинелей тонет озябший город.

Тихий мотив играет гаммельнский крысолов,
В бледном вечернем небе власть обретает серость.
Даже поэты пишут рифмы вместо стихов -
Слабые звуки флейты могут и это делать.

Кто ты такой? Ответь мне, фюрер безликих масс,
Голос ушедшего века, вестник чужих страданий.
Нежно берёшь ты флейту, словно в последний раз.
Мелко дрожит рука в такт твоему дыханью.

Снова встают стеною полчища серых тел,
Будто бы в наказанье ты их ведёшь к причалу.
Гамельнский крысолов, что ты сказать хотел?
И отчего с надрывом флейта твоя звучала?

Музыка междометий льётся над мостовой,
В слабых аккордах ветра – зеркало Холокоста.
Бритых людских затылков вижу безликий строй.
Но неужели правда, что позабыть так просто…

2002 год
Гаммельн-2009

Гаммельн-2009

Они уходили огромной серой толпой,
Единым безликим смерчем, по президентской программе.
Мотив придорожной пыли клубился над мостовой.
И каждый, по плану сверху, оставил свой город Гаммельн.

Не всякий способен поверить в проект по спасенью крыс
К дветыщиседому году, когда повзрослеют "наши".
Но бремя ушедших империй, как камень, тянуло вниз,
И каждый, не зная брода, успел утонуть на марше.

В финале бессмертных историй обычно скрыта мораль,
И снова колонна к пропасти, плечом к плечу, на расвете.
А город, ослепнув от боли, в себе подавил печаль.
И каждый молился, Господи, только не наши дети!

2009 год
Бенефис крысолова

Бенефис крысолова

Змеёй подколодной бежит, извивается трасса.
Оставив в чуланах обоймы несказанных слов,
С закатом уходят из дома поэты запаса.
Им нужно спешить, в мегаполис пришёл крысолов.

Измучанный ритмом эпохи, последний из первых,
Рождённый за МКАДом, пропитанный пылью дорог.
Чуть слышно ступает. А дальше включаются нервы,
И жаждет цензуры скупой поэтический слог.

Он новый мессия, апостол крысиной натуры,
Отъявленный циник, весьма популярный поэт.
Эклектика крыс – апогей современной культуры,
И полчища серых талантов выходят на свет.

Неоновый спектр на широких проспектах искрится,
Фуршет бесподобен. Приятен халявный абсент.
Так долго ждала крысолова ночная столица,
И вот он на сцене стоит, расчехлив инструмент.

Накрыла дорогу пожарищем серая масса.
Играет мелодия, значит настала пора.
Шагают за звуками флейты поэты запаса,
Уходят в бессмертие вечные слуги пера.

2009 год
Возвращение в Гамельн

Возвращение в Гамельн

Вечное творчество –
Как отраженье бездарности.
Пишем вульгарности.
Сердце – как камень.
А помнишь Гаммельн?

Крысиное общество.
Народы шагали
За нами… за нами!
И шли на рассвет
Ступая след в след.

Плакать не будем!
Попробуйте, уцелейте,
Играя на флейте,
Когда за вами поток
Серых ушей и ног.

Да, это люди…
Верно, речь не о крысах
Но и в заоблачных высях
Человек – серый грызун
Цигун.

Они не знают свой срок,
Они задыхаются смехом
И называют успехом
Кто сколько нагрыз
Люди не лучше крыс.

Пусть этот урок
Гаммельн запомнит.
Бессонница. Полдень.
Вязкая музыка флейты.
Лето. Грязное лето.


2008 год
И снова о крысах

И снова о крысах

Они не умеют плавать в студеном январском море,
Когда за тугими льдами не виден хрусталь воды.
Им больше по нраву заводь, лазейка, дыра в заборе.
Ведь им не сравниться с нами, набравшими в трюм беды.

Прошу, не судите строго, их мысли осиротели,
Обвили дырявой снастью изношенный старый челн.
Когда не зовет дорога, есть риск умереть в постели.
И – да! – в их мечтах о счастье отсутствует скрежет волн.

На берег уходят крысы, и в том их святое право,
Под полными парусами мы в море идём опять.
Ведь нас ожидают выси, ведь нас ожидает слава.
А их... посудите сами. Что может их ожидать?

2011 год